[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Информатизация образовательного процесса » Информатизация образовательного процесса » Потребности субъектов образования.
Потребности субъектов образования.
sorroo41Дата: Четверг, 05.03.2009, 13:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 34
Репутация: 1
Статус: Offline
Как влияет информационно-образовательная среда на запросы и потребности субъектов образования (руководители школ, учителя, школьники и их родители)?
 
milov_2vДата: Понедельник, 16.03.2009, 14:37 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 1
Статус: Offline
Моделирование и формирование информационной среды открытого профессионального образования - http://www.pspu.ac.ru/sci_model_zahar.shtml Статья, достаточно интересная о соотношении понятий образовательная среда, информационно-образовательная среда, информационная образовательная среда...

Вот как дела обстояти у них, на Западе - ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ОПЫТЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РОБЕРТА ХАУЗА УНИВЕРСИТЕТА СЕВЕРНОЙ КАРОЛИНЫ В ЧАПЕЛ ХИЛЛ, США) - http://libconfs.narod.ru/2005/s2/s2_p8.htm

Я не считаю, что информационно-образовательная среда уже сложилась в нашей школе в частности, да и в системе образования вообще...


 
milov_2vДата: Понедельник, 16.03.2009, 15:17 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 1
Статус: Offline
И вот, как вы считаете, проблема?

Переход от чтения к прослушиванию радио и просматриванию телевизионных передач, казалось бы, не требовал от человека дополнительных навыков восприятия – информация сохранила линейность передачи. Читатель превратился в слушателя и зрителя, при этом не заметив существенной потери: он потерял возможность работы с информацией. Радиопередачу или телеочерк можно записать, просмотреть-прослушать еще раз, но подчеркнуть, обвести красным карандашом, сделать заметки на полях нельзя (вернее, это технически сложно). А раз нет возможности обрабатывать, то постепенно и желание разбирать и разбираться проходит. Потенциальный редактор становится просто потребителем.
Было бы глупо оспаривать полезность технического прогресса, поставщик информации значительно расширил свой ассортимент – появилась возможность передавать без существенных искажений звук и изображение. Проблема заключается не в том, что передавать, а в том, как это делать так, чтобы зритель-слушатель чувствовал сопричастность к переданной информации. Обратная связь на радио и телевидении практически не выражена – телефонные «горячие» линии, письма, зрители в студии – все это лишь малая толика от общей массы потребителей.
Ситуация, при которой индивидуальная работа с информацией крайне затруднена, а публичное обсуждение практически невозможно, порождает еще одну проблему – недолговечность полученной информации в памяти слушателя-зрителя. Особенно эта проблема актуальна для аналитических программ. С одной стороны, предоставляется больше возможностей для передачи общего настроения, но, с другой стороны, увеличивается возможность манипуляций – неспециалисту сложнее «поймать за руку» недобросовестного производителя передачи. Информация впитывается «как есть», а не переваривается и понимается – и, следовательно, с такой же легкостью выходит, «вылетает из головы», оставляя лишь общее впечатление и ощущение информированности – «знаю, что-то слышал».


 
milov_2vДата: Понедельник, 16.03.2009, 15:21 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 1
Статус: Offline
В продолжение темы:

Очевидно, что организация информации для образования должна отличаться от организации информации «чтобы провести время». На сегодняшний день активно внедряются и используются несколько способов представления образовательной информации с помощью компьютерных технологий, однако, все они обладают как рядом достоинств, так и не лишены недостатков:
Мультимедийные курсы. Содержание отражает авторскую концепцию, зачастую представленную в учебниках или лекционном материале. Компьютерные технологии используются в основном для обогащения вспомогательными медиа-данными, функциональные возможности работы с материалами чаще всего более чем скудны.
Электронные энциклопедии. Бывают как в дисковых, так и в открытых вариантах («Словарь Брокгауза и Евфрона», «Encarta»). Представляют собой набор энциклопедических статей, с добавлением мультимедиа. Чаще всего существует возможность полнотекстового поиска, а также предусматривается навигация, аналогичная системам поиска по бумажным энциклопедиям (например, алфавитный и именной указатели).
Системы дистанционного образования. Предусматривается работа с системой множеством пользователей. Разработано и внедрено большое количество различных систем как для внутренних сетей, так и для пользователей сети Internet. В основном они состоят из информационной базы данных, плана изучения материала и блока контроля (тесты того или иного уровня). Проблема развития систем дистанционного образования чаще всего заключается в недостаточно высоком уровне проработки предлагаемой пользователям информации. В качестве информационного содержания предлагаются курсы лекций, представленные в электронном виде без надлежащей оптимизации и использования мультимедиа-технологий.

Анализ всех этих направлений показывает, что при относительно активном внедрении информационных технологий в образовательный процесс ряд принципиальных вопросов остается не решенным:
Оптимальное количество и способы использования мультимедиа-технологий. Когда они помогают, а когда отвлекают пользователя? Как они могут помогать?
Формат использования компьютерных технологий. Как сделать систему навигации эффективной и в то же время интуитивно понятной для пользователя? Как организовать персонификацию таким образом, чтобы настройка происходила необременительно для пользователя, однако была достаточно гибкой, чтобы сделать его работу в среде эффективной и приятной?
Содержательное наполнение. Какую и как предоставлять информацию, чтобы пользователь смог решить собственные задачи или задачи, предлагаемые системой? Как моделировать эти задачи?

Ответы на эти вопросы только ищутся, ищутся методом проб и ошибок. Сейчас же можно лишь сделать ряд замечаний по каждому из них.

Мультимедиа помимо ряда бесспорных преимуществ таит в себе и опасности. Если ставить задачей понимание пользователем предложенного материала, то необходимо учитывать, что для этого нужна работа, что просмотр изображений сам по себе – всего лишь получение информации, прослушивание аудиозаписи – тоже. Просмотр учебного фильма занимает время, но просмотреть фильм и разобраться в нем – совсем не одно и то же. Медиа-данные действуют на человека иначе, чем тексты. С их помощью можно передавать невербальную информацию, однако, велика вероятность, что зритель может увидеть и то, чего нет.
В 20-х годах ХХ в. кинематографист Лев Кулешов провел следующий эксперимент: был снят крупный план актера Мозжухина, в кадре он куда-то бесстрастно смотрит. Потом эти кадры были смонтированы с тремя эпизодами: играющий ребенок, молодая девушка в гробу и тарелка горячего супа. При просмотре зрители «видели» умиление, скорбь и предвкушение обеда. Этот эффект был назван «эффектом Кулешова».
Разработчикам информационно-образовательных продуктов необходимо помнить о том, что экран должен завлекать, а не развлекать. Он должен помогать получать ответы, а не отвлекать от аналитических рассуждений. Граница между помощью и помехой очень расплывчата, и каждый раз ее нужно определять соответственно задачам.
Также нужно научить пользователя тому, как относиться к медиа-информации. Вот это – задача, имеющая лишь одно, глобальное решение. За весьма короткий срок – менее ста лет – человечество совершило качественный скачок в технологиях создания, обработки и передачи информации. При этом культура обращения с этой информацией еще недостаточно сложилась, еще недостаточно выработаны внутренние «правила приема» такой информационной пищи.


 
milov_2vДата: Понедельник, 16.03.2009, 15:22 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 1
Статус: Offline
оптимальные характеристики представления текстовой информации на экране:
1. Текст должен легко просматриваться. Структура экранного текста должна дать возможность пользователю быстро ознакомиться с его содержанием.
2. Текст должен быть коротким, по крайней мере, поделен на абзацы. Слишком длинные тексты заставляют пользователя читать только начало (на первом экране) и конец (на последнем экране) текста.
3. Графические элементы нравятся пользователям, только если они дополняют текст. Графика, которая ничего не добавляет к тексту, только отнимает у пользователя время.
4. Пользователям нравятся всевозможные оглавления и анонсы. Если предлагать пользователю краткие анонсы с возможностью выхода в подробности и обсуждения, то ему сразу будет понятна тема материала.
5. Текст должен быть написан не в рекламном, а в информативном стиле, что также обеспечит и его лаконичность.
Результаты исследований, проводящихся уже более десяти лет, показывают, что человек считывает информацию с экрана иначе, чем с листа бумаги. В силу специфики работы с электронной информацией и связанных с этой спецификой психических нагрузок пользователя, особое значение приобретает качество интерфейса: графический дизайн и юзабилити. Юзабилити – комплекс свойств интерфейса, обеспечивающих комфортную работу пользователя с компьютерной системой.


 
milov_2vДата: Понедельник, 16.03.2009, 15:25 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 41
Репутация: 1
Статус: Offline
Что же принципиально нового может дать построение информационно-образовательных систем?
Первое – это ощущение устойчивости в информационном море. Это ощущение будет возникать у пользователя, когда он, научившись шагать от сюжета к сюжету, сам станет связывать информацию в узлы, когда он поймет, что при всей кажущейся безграничности, все информационные единицы связаны между собой и эти связи задают достаточно точные координаты. Наличие действительно разнообразного инструментария позволит пользователю создавать различные координатные сетки.
Второе – переход от пользователя-потребителя к пользователю-соавтору или автору.
Сейчас содержательная основа мультимедиа-продукции представляется в виде презентаций. И пользователям зачастую невдомек, что они видят лишь вершину информационного айсберга. Если же связь между презентацией и конструированием будет необходимой, то пользователь волей-неволей включится сначала в процесс соавторства, а потом, возможно, начнет писать сюжеты сам.
Наконец, наверное, самое главное – у пользователя может постепенно измениться отношение к поставляемой информации.
Особенно это актуально для России, в которой в период внедрения телерадиовещания как-то не принято было спорить со СМИ, и изначально закладывалась установка безусловной веры. Предлагаемый же подход изначально ориентирован на то, чтобы у пользователя возникали противоречия, вопросы. Противоречие в этом случае является стимулом искать дополнительную информацию, оно должно создавать ощущение дискомфорта. Это одновременно является и требованием к среде – либо она должна предоставить искомую информацию, либо позволить заполнить неизбежные «белые пятна». Если пользователь начнет ставить под сомнение предлагаемые ему выводы по сюжетным линиям, если захочет интерполировать историческую ситуацию на сегодняшнюю действительность, то принципиальная цель создания среды будет считаться достигнутой.

Ребенок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно - при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст новую, ранее невиданную операционную обстановку, которая потребует новых представлений в психологии развития... Одним из положительных последствий этого изменения может стать преодоление инфантилизма и чувства зависимости, столь характерных для современного городского общества. [А.П. Ершов, академик АН СССР, математик]


 
Форум » Информатизация образовательного процесса » Информатизация образовательного процесса » Потребности субъектов образования.
Страница 1 из 11
Поиск: