Как подготовить ребенка к олимпиаде?
Чтобы выявить талантливых школьников, проводятся многочисленные мероприятия. Одно из них – олимпиады. Они бывают разных уровней – от школьных до международных. По форме проведения они также могут отличаться, но принцип у них один – повысить уровень знаний у учеников.

Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:

 I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
  • научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:

  • выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
  • изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
  • изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
  • организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

  • знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
  • наблюдение за  результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:

  • отбор  тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
  • разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
  • проявление уважения к индивидуальности ученика:
  • - понимание особенностей его развития,
  • - стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

 Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
  • Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:

 Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
  • Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.

   Методы и средства обучения

  базируются на основных положениях концепции развивающего обучения:

  • Усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей;
  • На смену «субъект-объектной» логике воздействия на ученика приходит логика содействия, сотрудничества;
  • Учащийся становится субъектом своего собственного развития;
  • Требование соответствия образовательных технологий природным закономерностям развития личности.

   Ведущие методы творческого характера:

  • проблемные;
  • поисковые;
  • эвристические;
  • исследовательские;
  • проектные
  • в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

  Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  • Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.


Советы родителям:

 

 

  1. Как только ваш ребенок сообщил, что в школе будут проводиться олимпиады, помогите ему определиться с предметом. Не исключайте возможность прохождения двух испытаний с некоторым интервалом. Не настаивайте. Ищите компромисс. Если ваш ребенок определился с предметом – приступайте к подготовке.
  2. Так как с каждым годом уровень знаний повышается, то при подготовке учитывайте всевозможные методы: самообразование ребенка, дополнительные занятия и репетиторство, дистанционная подготовка, экскурсии.
  3. Самообразование ребенка должно включать непосредственное занятие на уроках, активное изучение школьной программы, подготовленной преподавателем. Ведь большинство учителей составляют свою программу так, чтобы дать ребенку не только основные знания по предмету, но и элементы углубленного материала.
  4. Так же самообразованием ребенок может заниматься в библиотеке, дома. В настоящее время существует специальная литература по подготовке к олимпиадам.
  5. Не менее важным пунктом является дополнительное образование в роли факультативов и репетиторства. Это могут быть как занятия с учителем из школы, так и занятия со специалистом из другого образовательного учреждения. Порой даже из учреждения высшего или средне-специального образования. Плюс таких занятий состоит в том, что одну и ту же тему ваш ребенок будет представлять в разных трактовках и с разных разных сторон.
  6. Обратите внимание, что дополнительное образование может заключаться так же в дистанционной подготовке. Это очень удобный метод. В настоящее время существует множество сайтов по дистанционной подготовке. Там содержится большое количество информации, которая постоянно обновляется. Этим ребенок может успешно заниматься дома.
  7. Не забывайте помогать вашему ребенку. Ходите на тематические экскурсии. Вместе с этим, ваш сын или дочь не будет все время сидеть за учебниками, компьютером, и вы проведете время вместе с пользой.

 

 

 


Не забывайте, что если ребенок сам определился в выборе предмета, это не означает, что он полностью сможет подготовится к олимпиаде. Помогайте ему и поддерживайте.